А между тем, Торопец - уникальный город, непохожий на другие малые
города. По некоторым данным, ему около полутора тысяч лет, так как с
Торопцем ассоциируется древний город Кривитеск - первая столица кривичей
(которым принадлежали Полоцк и Смоленск). Первое достоверное упоминание
о Торопце - под 1071 годом в Лаврентьевской летописи, то есть он в
любом случае старше Москвы. В 1167-1320 годах - центр Торопецкого
княжества, первый князь которого Мстислав Храбрый прославился успешными
войнами и успел стать за год до смерти в 1180-м году князем
Новгорода. В Торопце Александр Невский обвенчался с полоцкой княгиней
Александрой Брячеславной, в память о чём супруги даровали городу
Корсунскую икону Богоматери. Княжество, стоявшее на перекрёстке дорог и
включавшее верховья Волги и Западной Двины, вело очень успешную
дипломатию между Литвой, Новгородом, Ливонией, Тверью. В 1320-1503 годах
Торопец был в составе Литвы.
На протяжении всей своей истории, со
времён Пути из Варяг в Греки это был богатейший купеческий центр,
достигший расцвета в 17-18 веках, когда купцы торговали от
Западной Европы до Китая.
Словом, Торопец - маленький городок с
великой историей. Он непохож ни на что. Есть даже такое понятие, как
"торопецкая архитектурная школа" - церкви 17-18 веков, особняки 18 и
начала 19 века - всё это строилось здесь в особой манере, не
встречающейся более нигде. О каждой из десятка торопецких церквей можно
написать при желании целый пост. Торопец - это город уровня
Великого Устюга.
В Торопец можно добраться от станции Старая Торопа
на линии Москва-Рига. Но во-первых по непроверенным данным (на
автовокзале спросить не догадался!) автобус туда отменён и люди
вынуждены ездить на такси (300р. за машину), а во-вторых поезд прибывает
туда около 5 утра. Другой вариант - через Великие Луки по
Болого-Полоцкой дороге. Я воспользовался вторым вариантом, но так может
не
хватить времени. Лучше всего эти два варианта скомбинировать.
Вокзал в
Торопце находится на северной окраине, почти за городом, и к центру
идти около получаса через деревенские кварталы:
Впрочем, эти кварталы тут тоже красивы и
самобытны:
Бросается в глаза ряд особенностей местных
изб - даже частный сектор тут имеет свою архитектурную традицию. Очень
характерны вот такие кровли:
А карнизы кое-где укреплены красной
черепицей - сразу вспоминаешь, что город был в составе Литвы:
Да узкриулочки попадаются - только с
русским колоритом:
А за домами то и дело возникает барочная
колокольня:
На неё и надо ориентироваться
- иначе заблудиться в этих улочках очень легко. Это церковь Рождества
Богородицы (1762), образец позднего торопецкого барокко:
Очень странный и необычный
стиль. Композиция напоминает среднерусские церкви ("восьмерик на
четверике"), завершения - украинские, украшения - северные или
сибирские, да и что-то европейское угадывается.
Ажурные кресты - как
на церквях Русского Севера:
Эти окна заставляют вспомнить
церкви Сибири:
А эти - словно из Петербурга:
Но всё вместе - фантастически целостно и
гармонично:
Церковь Рождества Богородицы
не считается лучшим памятником торопецкой школы. Но так как я увидел её
первой - она произвела на меня самое сильное впечатление. От церкви
недалеко и до города - начинают попадаться каменные дома, также с очень
характерными украшениями:
Дома постепенно складываются в цельные
улицы:
Этот домик я сначала принял
за купеческий:
Но увидел вот что:
То ли герб приделали на старый дом, то ли
отголоски торопецкой школы проскакивают даже в местных
сталинках. Недалеко от этого дома видна Успенская церковь (1760-е) - в
прошлом барочный храм, ныне во всём городе она одна в таком состоянии:
Улочки на краю центра:
По которым можно выйти на круглую площадь,
от которой в центр ведёт главная улица. На площади - барочный особняк и
деревянная башня: памятник основанию города (на флажке дата):
Над площадью нависают два храма -
это Тихоновский монастырь:
Ведь Торопец - родина патриарха
Тихона (Беллавина), первого после восстановления патриаршества
(1917-1925 годы). Тихон был известен открытым неприятием большевиков и
антисоветскими воззваниями (как говорили про Тихона противники, "он
служит не Христу, а контрреволюции"). Умер Тихон от болезни,
канонизирован был в 1989 году. Впрочем, другая точка зрения утверждает,
что Тихон усугубил конфликт между советской властью и церковью, и
последствия для Церкви оказались тяжелее, чем могли быть - но об этом
судить уже не нам...
Где-то в Торопце сохранился дом, где Василий
Беллавин провёл детство, и могилы его родителей.
Тихоновский монастырь - второй на этом
месте. Изначально тут располагался Никольский Особный монастырь,
достоверно известный с 16в., но о дате его основания сведений нет. Есть
версия (в которую я не очень верю), что он появился одновременно с
городом как крепость-форпост, что делает его одним из старейших на Руси
(всего на 20 лет моложе Киево-Печерской Лавры). От Никольского Особного
монастыря сохранилась Никольская церковь (1687, нынешний облик 1742):
Это образец торопецкого барокко, более
ранний, чем церковь Рождества Богородицы. По композиции Никольская
церковь весьма простая и тривиальная:
Но отличается очень богатым изразцовым
убранством:
Обратите внимание - в окнах стеклопакеты,
но при этом издалека не заметные. Это о том, что можно найти компромисс.
В
1764 году указом Екатерины Второй монастырь (как и многие другие) был
упразднён. Покровская церковь была построена как приходская в 1764-1777
годах местным зодчим в столичной традиции:
Жаль, что я увидел её в лесах. Но судя по
всему, после реставрации она будет прекрасна!
В наше время два храма
объединили в Тихоновский монастырь. Размером он очень маленький, многие
церкви с двором занимают большую территорию. Внутри монастыря в общем
ничего интересного, да и пока там стройплощадка.
Неподалёку -
брутальное здание театра, единственное крупное советское здание в центре
Торопца:
Вдоль его фасада уходит к
базару и городищу Советская улица:
Советская улица ведёт от Тихоновского монастыря к Базарной
площади. Её ансамбль сложился в основном в конце 18 - начале 19 века, и
почти не нарушен не только новостройками, но и даже модерном:
В 5 минутах ходьбы от Тихоновского
монастыря - площадь Ленина, а на ней такое чудо для маленького городка,
как туристический стенд с картой района (а не города) и фотографиям
важнейших достопримечательностей. На улице Ленина левее Советской - вот
такой домик:
Украшения:
"Торопецкое барокко" от других региональных
школ отличает большое количество гражданских памятников. В то время как
устюжское, уральское или сибирское барокко почти одними церквями и
исчерпывается, по Торопцу разбросаны едва ли не десятки барочных
особняков. И если самые поздние церкви строились в 1760-е годы, то дома -
до 1820-х.
Возвращаемся на Советскую улицу. Помимо купеческих домов,
она примечательна и своей "изнанкой", которая в Торопце сохранилась на
удивление хорошо.
Кто сказал, что в России нет узких улочек?
Вот так купеческие дома выглядят со двора -
деревянные пристройки:
В этом же дворе спряталась церковь
Рождества Иоанна Предтечи (1703-1704) - переходная форма между ранними и
поздними торопецкими храмами:
На кубическое основание поставлено изящное
барочное завершение. Это уже какой-то синтез русского узорочья с
украинским барокко:
Крест. Главка хоть и явный новодел, но
очень красивый (может быть достоверно воссозданный):
За домами виднеется Преображенская церковь
конца 17в. - похожая на эту, но с четырёхскатной кровлей:
Не знаю, как у вас, а у меня фотографии
двора вызывают вопрос: а это безопасно? Что ж, пусть о Торопце
что-нибудь плохое расскажет novotor,
на меня же город произвёл впечатление исключительно тихого и
безопасного. Люди тут очень спокойные, накладываются северное миролюбие и
северо-западная апатичность. При этом, туристов тут понимают и любят: в
этом дворе меня видело несколько человек, от бабки, полоскавшей бельё,
до двадцатилетнего бугая, с которым я нос к носу столкнулся в одном из
переулков. Учитывая, что двор имеет всего три узких входа, а по мне
прекрасно видно, что я неместный - даже странно, что никто мне тут и
слова не сказал...
А еще в Торопце бросается в глаза ощутимое
преобладание женщин над мужчинами. По ощущениям (конечно, обманчивым)
женщин на улицах больше в разы. Впрочем, и сущность у Торопца какая-то
женская.
Возвращаемся на Советскую.
Почти напротив входов в вышепоказанный двор есть кафе "Кривитеск", где
можно поесть недорого и вкусно (особенно рекомендую рыбные блюда - рыба
видимо из местных озёр, так как очень свежая). На кадре ниже не оно:
Отсюда уже рукой подать до Базарной
площади, на которую улица выходит своеобразными воротами:
Гуляя по Торопцу, я поражался малолюдности
города и пустынности улиц. Вероятно, все торопчане были на базаре -
столпотворение по меркам этого городка феерическое:
В прошлом здесь стояли две барочные церкви,
разрушенные в советское время. Вообще, Торопец потерял около половины
храмов - но если этого не знать, то даже и не скажешь...
Миниатюрные
торговые ряды конца 18в. - тоже с признаками "торопецкой школы":
Барочный особняк у берега Торопы, за
которым виднеются храмы в бывшем кремле:
Но мы пока пойдём в другую сторону.
Направо, если стоять спиной к Советской улице:
Кривая улочка с маленькими домиками:
И Преображенская церковь (1680) - старейшая
в городе, типичный образец ранних торопецких храмов:
Средневековый четверик "от земли", богатая
резьба наличников, и знаменитые угловые кокошники.
Церковь богато украшена изразцами -
характерная черта ранних торопецких храмов:
Отсюда по параллельной Советской улице
Соловьёва, мимо заброшенного ДК предвоенной эпохи (единственная крупная
сталинка в Торопце):
Можно выйти к Казанской церкви (1698):
Храм того же типа, что и Преображенская
церковь, но проще и крупнее:
Характерные изразцы с "боженятами" (на
самом деле это херувимы):
Детали:
Около церкви - новодельная деревянная
звонница взамен колокольни, уже успевшая обветшать:
Церкви этого типа не уникальны для Торопца -
они встречаются и в других местах. Но именно здесь такой тип очень
характерен. А как эти тяжеловесные древнерусские постройки
трансформировались в изящное торопецкое барокко, можно проследить в
обратном порядке на уже показанных в двух записях церквях.
Возвращаемся
на Базарную площадь - впереди маячит Богоявленская церковь (1764),
считающаяся шедевром торопецкого барокко:
Но она уже в кремле, за Торопой. Вид на
Базарную площадь от кремля:
Самолёт-памятник Су-9 (1957) очень красиво
поставлен прямо над Торопой. В спокойную погоду наверное очень красиво
отражается в воде... Стоит он тут в память Победы: в 1941-42 годах
Торопец был занят немцами. Но согласитесь, по этому городу трудно
сказать, что здесь была война.
С другой стороны от моста - швейная
фабрика, одно из двух советских зданий в центре Торопца:
С Базарной площади и от самолёта-памятника хорошо видна Богоявленская
церковь (1764), которую считают шедевром торопецкой архитектуры:
Церковь стоит в Новом городище, также
известном как Красный Вал - это территория бывшего кремля, построенного в
16в., после того, как Торопец был отвоёван у Литвы. Красный Вал
представляет собой круглый остров меж двух рукавов Торопы. Макет кремля я
нелегально заснял в местном краеведческому музее:
Как видите, это был серьёзный деревянный
кремль. Но до наших дней не дошло ни одно его сооружение.
С мостика
через Торопу открываются хорошие виды на Соломено озеро:
А вот и сама Богоявленская церковь:
Больше всего она похожа на церковь
Рождества Богородицы, показанную в первой части - но намного более
цельная по композиции. Впрочем, субъективно мне она понравилась меньше,
так как её я увидел последней. Внутри церкви ныне музей (небольшой, но
интересный). Очень интересно церковь смотрится с фасада (жаль, деревья
мешают):
Около церкви лежит валун с
якорем в память адмирала Рикорда. Торопец богат на великих земляков:
отсюда родом генерал (Алексей Куропаткин), адмирал (Пётр Рикорд),
мореплаватель (Макар Ратманов, его именем назван остров в Беринговом
проливе - самая восточная точка России) и патриарх (Тихон). Морские
традиции роднят Торопец с городами Севера (Тотьма, Великий
Устюг, Каргополь, Солигалич).
За церковью - школа:
Напротив (кажется) бывшие Присутственные
места:
Перед которыми памятник
Учителю. С этой парой зданий я запутался: какое-то из них занимала еще и
тюрьма, и как соотносятся эти три учреждения (школа, тюрьма,
присутственные места) с двумя зданиями - так и не понял.
Улица ведёт дальше:
Кстати, надо сказать, что в Торопце очень
хорошая для маленького городка культура вождения: на дорогах размечены
"зебры", а водители склонны пропускать пешехода. И это при том, что даже
по главной улице нет сплошного движения.
А этот кадр посвящается 3galki.
Впереди - Корсунский собор (освящен в
1804):
Самый большой и самый поздний
храм города, он был построен на месте собора 17в., возведённого по
личному указу Алексея Михайловича и разрушенного пожаром в конце 18в.
(хотя и каменный был). Дело в том, что Торопец имел свою
"домашнюю" икону Богоматери - Корсунскую, подаренную городу Александром
Невским, обвенчавшемся здесь с полоцкой княгиней Александрой
Брячеславной. По легенде, эта икона была написана евангелистом Лукой, но
достоверно известна только с 10в. На Русь она попала из Византии через
Корсунь (так русичи называли Херсоненс, предшественник Севастополя) в
год Крещения Руси. Правда, неизвестно точно, является ли Торопецкая
икона (достоверно известная с 17в..) подлинником Корсунской, и где здесь
настоящая история, а где только легенда.
После Революции икона
долго хранилась в Русском музее, а недавно стала широко известна
просвященной общественности в связи с тем, что РПЦ затребовала её
обратно... но не в Торопец, а в подмосковный элитный посёлок Княжье
Озеро.
Если верить Википедии,
в храме для иконы был сооружен специальный герметичный киот стоимостью
около 300 тыс. долларов, который не только поддерживает условия
температуры и влажности, но и в режиме онлайн транслирует сведения в
Русский музей. В общем, культурные люди конечно таким утверждениям не
верят (иначе какие же они культурные?), но утверждается, что состояние
иконы за год не ухудшилось, а увидели её около 30 тысяч человек (то есть
не только обитатели Княжьего Озера).
В общем, апокалиптические
прогнозы не сбылись, но если бы их не было - может быть и не предприняли
бы мер безопасности.
Жаль только, что всё это было сделано в
Подмосковье, а не здесь.
Собор стоит у второго моста через Торопу. В
сторону Небена озера (то есть направо) можно увидеть Троицкий Небен
монастырь (собор построен в 1714 году), превращенный в фабрику.
Итак, мы прошли бывший Кремль насквозь.
Далее
еще минут 5-10 идти через частный сектор до Малого Высокого городища:
Это городище 11-13вв., на вершине которого и
стоял древний Торопец. Устроено оно очень выгодно: небольшой останец с
крутыми склонами и плоской вершиной:
На вершине - небольшая площадка. Под этими
холмиками - культурный слой домонгольского города. Мне сразу
представилась круглая деревянная крепость с дозорной вышкой, курные
избы, прилепившиеся друг к другу, и маленький посад вокруг холма:
Городище действительно Малое и
действительно Высокое:
С него хорошие виды на город. Вот руины
старого ДК и главка Казанской церкви (слева) и Тихонов монастырь
(справа):
Вот - обе церкви Нового
городища:
Небен монастырь-фабрика:
А вот нечто похожее на Северную Европу.
"Кирха" на холме - это кладбищенская церковь Всех Святых (1796). Три
церкви такого типа были построены на кладбищах почти одновременно, но
всё они далеко от центра, поэтому вблизи я осмотрел лишь одну (о ней
позже):
Озёрные дали:
Одинокое дерево:
Я обошёл круг по валу городища. Тропинок
там нет, трава по колено, а из-за дождей еще и насквозь мокрая. За
несколько секунд я промочил кроссовки и штаны так, будто провалился в
воду до колен. Но всё равно шёл и фотографировал - настолько понравились
мне эти виды. Потом (несмотря на то, что дважды менял носки) до конца
поездки ходил с мокрыми ногами.
А в другую сторону видно Старое
Большое городище:
Оно также представляет собой останец, но
большой и сильно вытянутый параллельно берегу Соломена озера:
Возраст Старого Большого городища не
установлен. По некоторым версиям, это остатки города Кривитеск (или
Кривич) - древней столицы кривичей, одного из главных древнеславянских
народов. Кривичскими столицами были Смоленск и Полоцк, от кривичей
произошли белорусы. В балтийских языках до сих пор русских называют
"криевас", а Россию - Криевия. Впрочем, Кривитеск - место
полулегендарное, и однозначного мнения о том, где он был, нет.
За
городищем - что-то странное:
Еще немного видов на город.
Старый
ДК, Казанская церковь и Тихонов монастырь (слева, всё на одной линии) и
Преображенская церковь (справа):
Преображенская церковь поближе (на заднем
плане видна водонапорка у вокзала, то есть на противоположной окраине
города):
Богоявленская церковь и
Корсунский собор на Новом городище и Всехсвятская церковь вдалеке:
В другую сторону - озеро и предместья:
А если встать спиной к центру - можно
различить церковь Жён-Мирносиц на дальнем кладбище:
Странная "звёздочка" - не часть церкви, а
видимо тополиная пушинка, попавшая на объектив. Но попала очень
удачно! До церкви идти еще минут 5-10: границы города мало изменились с
конца 18в. (период расцвета Торопца, и для тех времён он был огромен), и
кладбище по-прежнему на дальних выселках:
Три кладбищенские церкви были построены в
конце 18 века: Вознесенская
(1789), Всехсвятская(1796) и Жён-Мироносиц (1806). Они образуют еще одну ветвь торопецкой
архитектуры, и выглядит примерно одинаково - похожи на кирхи:
Другие две церкви найти я уже не успел, но
Мироносицкая мне показалась самой зрелищной из кладбищенских.
Удивительный город, где и храмы, и
особняки, и даже избы строились не так, как везде. Добавьте к этому
окрестную глухомань с пейзажами старой крестьянской России. В
общем, Торопец стоит включить в "программу-минимум" путешествий по нашей
стране.
Сложно поверить, что до
Революции этот город был еще красивее - он утратил примерно половину
своих церквей (также в основном барочных), слагавших когда-то
феерическую панораму, фотографии которой я увидел в музее по пути
обратно к вокзалу. Но здесь я её показывать не хочу - этот город
восхищает как есть. Причём не только архитектурой и пейзажами: в Торопце
какая-то на удивление светлая и умиротворяющая аура.
Мало где
найдётся более подходящий городок, чтобы лечить измученную мегаполисом
душу.