Когда
американские моряки первыми начали пробовать посадить самолет на палубу
судна, англичане уже бурно обсуждали проект авианесущего транспорта.
Поэтому первые авианосцы, переделанные из обычных ,
появились именно в Великобритании, а потом и в других странах. В
основном это были плавучие базы гидросамолетов. Британцы приступили к
созданию авиатранспортов сразу же после начала войны. В 1914 году
вступил в строй гидроавиатранспорт «Ark-Royal»
переоборудованный из угольного транспорта. Переделанные из таких
транспортов первые авианосцы имели большие трюма, где могли находиться
самолеты, а оттуда их извлекали с помощью кранов, стоявших на палубе, и
опускали на воду для взлета. Кроме того, на борту транспорта «Ark-Royal» установили еще одну платформу, позволяющую запускать машины с борта.
гидроавиатранспорт «Ark-Royal»
Технические характеристики авиатранспорта «Ark-Royal»:
Длина - 112 м;
Ширина - 15,5 м;
Осадка - 5,6 м;
Водоизмещение - 7080 тонн;
Судовая силовая установка - паровые машины мощностью 3000 л. с.;
Скорость - 10,6 узла;
Вооружение:
Орудия 76 мм - 4;
Гидроаэроплан - 4;
Длина - 112 м;
Ширина - 15,5 м;
Осадка - 5,6 м;
Водоизмещение - 7080 тонн;
Судовая силовая установка - паровые машины мощностью 3000 л. с.;
Скорость - 10,6 узла;
Вооружение:
Орудия 76 мм - 4;
Гидроаэроплан - 4;
гидроавиатранспорт "Ansvald"
Не
считала нужным особенно заботиться о создании авиатранспортов Германия,
уповая на свои дирижабли, но, тем не менее, там была сделана попытка
переделки в авианосцы двух поспешно зафрахтованных пароходов «Ansvald» и «Санта Элена».
На носу и на корме этих судов были построены деревянные ангары со
стальными каркасами, которые вмещали гидроаэропланы. Они вступили в
состав флота в августе 1914 года.
Технические характеристики гидроавиатранспорта «Ansvald»:
Длина - 133 м;
Ширина - 16,6 м;
Осадка - 7,3 м;
Водоизмещение - 5400 тонн;
Судовая силовая установка - паровые машины мощностью 2800 л. с.;
Скорость - 11 узлов;
Вооружение:
Орудия 88 мм - 2;
Гидроаэроплан - 3;
Длина - 133 м;
Ширина - 16,6 м;
Осадка - 7,3 м;
Водоизмещение - 5400 тонн;
Судовая силовая установка - паровые машины мощностью 2800 л. с.;
Скорость - 11 узлов;
Вооружение:
Орудия 88 мм - 2;
Гидроаэроплан - 3;
Мало
внимание итальянцев к созданию авианосцев нетрудно объяснить: узкое и
очень тихое Адриатическое море позволяло рассчитывать на морскую авиацию
берегового базирования.
авиатранспорт "Орлица"
В 1915 году на Российском флоте был широко известен необычный корабль - авиатранспорт «Орлица» переоборудован из парохода «Императрица Александра».
На его палубе располагались два ангара по два самолета в каждом. В
трюме находился еще один летательный аппарат в полуразобранном виде.
Самолеты опускались на воду и поднимались на борт при помощи кранов. Для
защиты от бомб над машинами и котельным отделением устанавливалась
стальная сеть. На корабле находились необходимые запасы топлива и бомб, а
также слесарные мастерские. Авиатранспорту «Орлица» удалось проявить свои боевые возможности при поддержке сухопутных войск возле мыса Рагоцем, Германия в 1915 году.
авиатранспорт "Орлица"
Технические характеристики авиатранспорта «Орлица»:
Длина - 91,5 м;
Ширина - 12.2 м;
Осадка - 5,2 м;
Водоизмещение - 3800 тонн;
Судовая силовая установка - паровая мощностью - 2200 л.с.;
Скорость - 12 узлов;
Вооружение:
Орудия 75 мм - 8;
Гидроаэроплан - 5;
Длина - 91,5 м;
Ширина - 12.2 м;
Осадка - 5,2 м;
Водоизмещение - 3800 тонн;
Судовая силовая установка - паровая мощностью - 2200 л.с.;
Скорость - 12 узлов;
Вооружение:
Орудия 75 мм - 8;
Гидроаэроплан - 5;
Постепенно
английское адмиралтейство проводило переоборудование в авиатранспорты
более быстроходных гражданских судов, среди которых наиболее известными
были паромы «Engadain» и «Ben-mai-kri». Они были построены для доставки людей и грузов через пролив Ла-Манш в 1911 и 1915 году соответственно. С авиатранспорта «Engadain» запускаемые самолеты принимали участие в налетах на базу дирижаблей в Тондерне и в Ютландском сражении. Авиатранспорт «Ben-mai-kri»
активно действовал на Средиземном море во время Дарданелльской
операции. Именно с палубы этого корабля поднялись в воздух торпедоносцы,
которые впервые в мире провели торпедную атаку в боевых условиях.
авиатранспорт "Engadain"
Технические характеристики авиатранспорта «Engadain»:
Длина - 95,5 м;
Ширина - 12,2 м;
Осадка - 3,9 м;
Водоизмещение - 1676 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 15000 л. с.;
Скорость - 21 узел;
Вооружение:
Гидроплан - 4;
Длина - 95,5 м;
Ширина - 12,2 м;
Осадка - 3,9 м;
Водоизмещение - 1676 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 15000 л. с.;
Скорость - 21 узел;
Вооружение:
Гидроплан - 4;
авиатранспорт "Ben-mai-kri"
Технические характеристики авиатранспорт «Ben-mai-kri»:
Длина - 118 м;
Ширина - 14 м;
Осадка - 4,6 м;
Водоизмещение - 2651 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 18000 л. с.;
Скорость - 24 узла;
Вооружение:
Гидроплан - 4;
Длина - 118 м;
Ширина - 14 м;
Осадка - 4,6 м;
Водоизмещение - 2651 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 18000 л. с.;
Скорость - 24 узла;
Вооружение:
Гидроплан - 4;
первый авианосец "Argus"
Но самолеты-торпедоносцы, запускаемые с первого авианосца «Argus»
представляли большую опасность для кораблей противника. Переоборудован
из лайнера «Конте Россо», который строился в Англии для Италии в 1918
году. Война помешала завершению строительства в 1916 году, и английское
руководство решило выкупить корпус и достроить как авианосец «Argus». В
конструкции этого корабля было немало изменений: полное отсутствие
надстроек, заметно увеличена полетная палуба, отвод дыма через
горизонтальный дымоход. Самой главной особенностью был аэрофинишер,
который заменил систему с волочащимися по палубе мешками с песком.
авианосец "Argus"
Технические характеристики первого авианосца «Argus»:
Длина - 173 м;
Ширина - 20 м;
Осадка - 6,4 м;
Водоизмещение - 20400 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 22000 л. с.;
Скорость - 20 узлов;
Вооружение:
Орудия 190 мм - 4;
Самолетов - 20;
Длина - 173 м;
Ширина - 20 м;
Осадка - 6,4 м;
Водоизмещение - 20400 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 22000 л. с.;
Скорость - 20 узлов;
Вооружение:
Орудия 190 мм - 4;
Самолетов - 20;
Авианесущие корабли
пришлось создавать в ходе боевых действий. Но у новоиспеченных
авианосцев обнаружилось ряд существенных недостатков. Даже при небольшом
волнении на море спуск и прием самолетов становился крайне
затруднительным. Отсутствие брони и противоторпедной защиты делало
первые авианосцы достаточно уязвимыми. Но именно эти надводные корабли
дали возможность выработать все технические и организационные решения:
подъем самолетов с ангаров, взлет, посадку, обслуживание, что в
ближайшем будущем было успешно применено в ударных авианосцах. Очень
неудачной была конструкция дымовых труб - располагалась сбоку, они
задымляли зону посадки.
Следующим толчком для начала строительства авианесущих кораблей
ведущими морскими странами стал Вашингтонский военно-морской договор
подписан 6 февраля 1922 года между США, Великобританией и Японией,
который ограничил водоизмещение тяжелых артиллерийских кораблей
(линкоров), но разрешил их переоборудование в авианосцы. Вскоре
появились первые авианосцы Великобритании, США и Японии. В марте 1922
годы был принят на вооружение первый американский легкий авианосец «Lengli», переделан из угольного транспорта.
Технические характеристики первого авианосца «Lengli»:
Длина - 165 м;
Ширина - 27 м;
Водоизмещение - 15200 тонн;
Судовая силовая установка - паровая;
Скорость - 15 узлов;
Вооружение:
Орудия 127 мм - 4;
Самолетов - 35;
первый авианосец "Хосё"
В декабре 1922 года первым поднял флаг японский легкий авианосец «Хосё», переделанный из быстроходного танкера. Сравнительно небольшой корабль с гладкой, лишенной надстроек палубой вдоль всего корпуса. На нем впервые были применены три коротких дымовых трубы, установленные по правому борту ниже полетной палубы. Во время посадки самолетов эти трубы могли откидываться на шарнирах наружу и становиться горизонтально, перпендикулярно борту корабля. Он имел хорошие мореходные качества, однако скорость его хода была сравнительно небольшой. Через четыре года появились два небывалых в истории флота авианосца, на долю которых в первые месяцы войны на Тихом океане выпала огромная боевая нагрузка.
первый авианосец "Хосё"
Технические характеристики первого авианосца «Хосё»:
Длина - 165 м;
Ширина - 18 м;
Осадка - 6,2 м;
Водоизмещение - 10500 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 30000 л. с.;
Скорость - 25 узлов;
Вооружение:
Орудия 140 мм - 4;
Самолетов - 21;
В
процессе проведения регулярных военно-морских учений с участием
авианосцев, уже в 30-х годах назначение и их роль во флоте изменилось. Боевые корабли были
достаточно уязвимыми для проведения самостоятельных боевых действий,
поэтому их задачами стало обеспечение плавучими аэродромами при
эскадрах, соответственно и в море выходили в составе крейсеров или линкоров.
В Японии, как и в США, было принято решение о переоборудовании в авианосцы недостроенные линкоры. Самым известным стал «Akagi» переделанный из линейного крейсера. Надводный корабль был спущен на воду в 1925 году, а вступил в строй псоле окончательной модернизации в 1939 году. Поверх его главной палубы была возведена трехэтажная надстройка - ангар. Крышу верхнего ангара оборудовали под полетную палубу. Здесь же находились две короткие взлетные полосы. Для возможности ведения артиллерийского обстрела с кораблями противника, японцы также вооружали авианосцы десятью 200 мм орудиями. Флагманский корабль адмирала Нагумо авианосец «Akagi» участвовал в ударе по Перл-Харбору 7 декабря 1941 года, который положил начало войне между Японией и США. В течение шести последующих месяцев этот корабль возглавлял почти все наиболее важные военно-морские операции на Дальнем Востоке. Авианосец был потоплен американской авиацией в сражении при Мидуэе 5 июня 1942 года.
авианосец "Akagi"
Технические характеристики тяжелого авианосца «Akagi»:
Длина - 260 м;
Ширина - 31 м;
Осадка - 8,7 м;
Водоизмещение - 36500 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 133000 л. с.;
Скорость - 31,2 узла;
Вооружение:
Орудия 203 мм - 6;
Орудия 127 мм - 12;
Самолетов - 91;
Длина - 260 м;
Ширина - 31 м;
Осадка - 8,7 м;
Водоизмещение - 36500 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 133000 л. с.;
Скорость - 31,2 узла;
Вооружение:
Орудия 203 мм - 6;
Орудия 127 мм - 12;
Самолетов - 91;
первый авианосец "Bearn"
Во Франции самым знаменитым первым авианосцем считался «Bearn» переделан из дредноута «Нормандия» в 1923 году. В 1927 году вступил в строй. В мае 1940 года после капитуляции Франции «Bearn»
с двумя крейсерами ускользнул на остров Мартиника. Опасаясь, что эти
корабли попадут к немцам, англичане организовали вокруг острова блокаду и
летом 1943 года вынудили французского адмирала сдать свои боевые
корабли. В 1944 году «Bearn» на одной из американских верфей был переоборудован в авиатранспорт и
вместо прежнего вооружения получил четыре 127 мм универсальные пушки.
До конца войны использовался для перевозки самолетов из Канады во
Францию, потом служил базой подводных лодок и в 1967 году пошел на слом.
первый авианосец "Bearn"
Технические характеристики авианосца «Bearn»:
Длина - 182 м;
Ширина - 35 м;
Осадка - 9,3 м;
Водоизмещение - 25500 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 37500 л. с.;
Скорость - 21,5 узла;
Вооружение:
Орудия 155 мм - 8;
Орудия 75 мм - 6;
Торпедные аппараты - 4;
Самолетов - 40;
Длина - 182 м;
Ширина - 35 м;
Осадка - 9,3 м;
Водоизмещение - 25500 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 37500 л. с.;
Скорость - 21,5 узла;
Вооружение:
Орудия 155 мм - 8;
Орудия 75 мм - 6;
Торпедные аппараты - 4;
Самолетов - 40;
В
дальнейших планах англичан предусматривалось строительство нового
авианосца, но они не спешили, чтобы накопить опыт в использовании уже
имеющихся «плавучих аэродромов». Приоритетным принципом оставались
скорость и самолетовметимость. По мнению специалистов британского флота,
авианосец должен был действовать в составе крейсеров для своего
прикрытия и обладать достаточной скоростью, чтобы уклоняться от боя с
линкорами.
авианосец "Glory"
С учетом новых задач следующие авианосцы различных
стран создавались без усиленной защитной брони и без главной
артиллерии. Это позволило увеличить самолетовметимость, скорость хода и
улучшить противоздушную оборону за счет усиления зенитной артиллерии. В
Англии с подобными характеристиками был построен авианосец «Glory»
переоборудован из легкого линейного крейсера в 1930 году. На нем
впервые был применен большой свес, который позволил увеличить длину
полетной палубы до 240 м и бронирование ангаров.
авианосец "Glory"
Технические характеристики авианосца «Glory»:
Длина - 240 м;
Ширина - 27 м;
Осадка - 6,8 м;
Водоизмещение - 18600 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 90000 л. с.;
Скорость - 31 узел;
Вооружение:
Орудия 119 мм - 16;
Самолетов - 48;
Длина - 240 м;
Ширина - 27 м;
Осадка - 6,8 м;
Водоизмещение - 18600 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 90000 л. с.;
Скорость - 31 узел;
Вооружение:
Орудия 119 мм - 16;
Самолетов - 48;
Опыт
войны показал, что возможности боевого применения воздушных сил в
военно-морских операциях безграничны - ведение разведки, нанесение
бомбовых и торпедных ударов по кораблям противника, прикрытие с воздуха
конвои и нанесение ударов по береговым объектам. Воздушные силы стали
неотъемлемой составной частью флота. Вклад американцев в боевой опыт был
минимальным, однако за ними остался эксперимент - взлет и посадка
самолета на палубу надводного корабля. Но развить
возможности, заложенные в этой идее, в годы первой мировой войны
довелось лишь англичанам. Совершенствование конструкции, гонка
вооружения и желание превосходства над условным противником привели к
развитию уникального типа корабля - авианосец. Но
далеко не каждое государство может позволить себе постройку и дальнейшее
обслуживание хотя бы одного авианосца, так как это дорогостоящее
«удовольствие».