Календарь
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|
Воскресенье, 05.05.2024, 23:38 |
Приветствую Вас Гость | RSS |
Одесса официальный сайт-наш город одесса |
Главная | Регистрация | Вход |
Самолеты, которые не оправдали надежд (15 самолётов)
Большие надежды: Typhoon
создавался для «битвы за Британию», как средство противодействия
фашистским бомбардировщикам, засыпающим бомбами английские города и
промышленные центры. Здравый смысл подсказывал, что сочетание высокой
мощности и хорошего вооружения должно сделать Typhoon могучим оружием
против Luftwaffe.
Суровая реальность: Первым сюрпризом оказалось то, что с
бомбардировщиками самолет справлялся на удивление плохо. Он был
настолько тяжел, что пока он набирал высоту и скорость, немцы уже
успевали отбомбиться. Причиной стал побочный эффект хорошей
вооруженности. Англичане перевели Typhoon в разряд штурмовиков. На
самолет навесили держатели для бомб, пилоны для ракет, поставили
дополнительную броню и отправили атаковать немецкие колонны и корабли.
Казалось, карьера Typhoon в новом качестве должна успешно состояться, но
тут выяснилось удивительное обстоятельство: утяжеленный самолет получил
дурную привычку при резких маневрах отбрасывать хвост, как ящерица.
Только в отличие от ящерицы самолет не мог отрастить хвост. Самолет
доработали, хвост укрепили и Typhoon начали свой боевой путь. Но тут – в
который раз! – обнаружилась еще одна неприятная особенность Typhoon: он
был слишком похож на Stuka – немецкий пикирующий бомбардировщик Ju-87,
поэтому зенитчики и истребители союзников иногда их путали. Это сделало
профессию пилота Typhoon крайне непопулярной. А те, кто летал на нем и
выжил, поспешили забыть его после войны, как страшный сон.
Жизненный урок: Позиционирование самолета имеет значение. Внешний вид –
тоже!
Messerschmitt Bf-110
Краткая биография: Тяжелый двухмоторный истребитель, производимый фирмой
Messerschmitt, оснащался целой батареей пушек и пулеметов, в 1938 году
он был самым засекреченным самолетом в Германии и потенциальным любимым
рейхсмаршала Геринга. Машина нравилась и другим партайгеноссе, например,
Геббельсу, который сделал Bf-110 одним из главных персонажей легенды о
непобедимости Luftwaffe.
Большие надежды: В стадии проектирования Bf-110 был Schnellebomber –
«быстрым бомбардировщиком». Но родился уже стратегическим истребителем,
что стало новым словом в распределении авиационных ролей. По замыслу
стратегический истребитель должен сопровождать стратегические же
бомбардировщики и защищать их на большом удалении от истребителей
противника. К началу войны был изготовлен целый парк Bf-110.
Суровая реальность: Уже во время польской компании самолет поверг
генералов и конструкторов в некоторую задумчивость, так как не единожды
становился жертвой допотопных польских этажерок. И, хотя самолеты у
поляков быстро закончились, осадок остался. Bf-110 доработали и бросили в
«битву за Британию». Ежедневно пилоты отчитывались о десятках сбитых
английских машин и вскоре немецкое командование считало, что авиации у
противника практически нет… Но Luftwaffe продолжал нести потери, причем
не только от зенитного огня… Расследование показало, что немецкие асы
занимались обычными приписками, в то время как юркие английские
истребители разделывали тяжелые и неповоротливые Bf-110. Дело дошло до
того, что для сопровождения стратегического истребителя стали отряжать
другие истребители – более легкие и подвижные Bf-109. Но потом,
спохватившись, подчиненные Геринга стали придумывать Bf-110 новые
задачи.
Машину пробовали в качестве легкого бомбардировщика, разведчика,
штурмовика, но ни в одной роли он не приживался, так как был
недостаточно высотным, маневренным и защищенным. В конце концов, удалось
приспособить некоторое количество машин под ночной истребитель, но к
1944 году бомбардировщики союзников стали летать над Германией и днем,
добивая остатки немецкой авиации – в том числе и последние Bf-110 –
прямо на аэродромах.
Жизненный урок: «Межвидовое скрещивание» дает результаты, но по большей
части странные.
Martin B-26 Marauder
Краткая биография: Самолет был разработан еще до Второй мировой войны в
фирме Glenn L. Martin Company. Высочайшая культура конструирования и
производства заставляли американских военных верить фирме, как самим
себе. Неудивительно, что когда Martin предложила американским генералам
скоростной бомбардировщик среднего радиуса действия, они тут же с
радостью подмахнули контракт. Более того, машину приняли на вооружение
еще на стадии проектирования – случай небывалый!
Большие надежды: Martin создала самолет с обтекаемыми обводами, двумя
самыми мощными на тот момент движками Pratt & Whitney и наилучшей
авионикой. Для того чтобы бомбардировщик летал как можно быстрее, на
него поставили минимум пулеметов, а главное – его крылья сделали совсем
узкими и тонкими. На испытаниях новая машина выдала скорость свыше 500
км/ч – больше, чем у большинства истребителей того времени..
Суровая реальность: Первые сражения показали, что B-26 не в состоянии
улизнуть даже от сравнительно небыстрых японских истребителей, не говоря
уж о европейских. Поэтому на машину пришлось устанавливать
дополнительные пулеметы, что увеличило вес самолета и, соответственно,
снизило его скорость. Но это полбеды! B-26 часто разбивались на взлете и
посадке. Причиной были узкие крылья, которые увеличивали не только
скорость полета, но и посадочную скорость… если первое было благом, то
второе резко повышало требование к мастерству пилотирования
бомбардировщиком. Начинающие пилоты – коих в войну становилось все
больше и больше – слишком часто не справлялись с управлением. Вдобавок у
В-26 были очень слабые стойки шасси, которые легко подламывались при
слишком резком ударе о взлетно-посадочную полосу…
Управляемый опытными пилотами самолет вел себя отлично, был надежен и
живуч. Но его репутацию – а самолет прозвали «фабрикой вдов» – уже ничто
не могло спасти. Как только боевые действия завершились, всех Marauder,
даже еще не исчерпавших ресурс, отправили под нож.
Жизненный урок: То, что создано для профессионалов, неэффективно в руках
начинающих.
Як-38
Краткая биография: Появился на свет силами конструкторского бюро
Яковлева в 1981 году. К тому времени британцы смастерили вполне успешный
самолет вертикального взлета и посадки Harrier, Стране Советов нужно
было как-то ответить на этот наглый вызов западной военщины. Тем более
что как раз были построены первые советские авианесущие крейсеры
(опять-таки, в ответ на североатлантические корабли такого класса), а
оснащать их было нечем, кроме довольно вертолетов, которые не могли
решать все боевые задачи на море.
Большие надежды: На Як-38 надеялись не только военные моряки, но и
армия. Последние предполагали, что этот легкий штурмовик сможет взлетать
из боевых порядков пехоты. Например, в составе военной колонны движется
грузовик, к которому прицеплен трейлер с Як-38. При необходимости
трейлер останавливается, самолет взлетает, наносит бомбово-штурмовой
удар, возвращается и колонна продолжает свой путь.
Суровая реальность: Несмотря на то, что советские инженеры воплощали
идею, уже реализованную на Западе, в этот раз успешной «адаптации» к
российским реалиям не получилось. В отличие от Harrier, у которого оба
двигателя работали как при вертикальном взлете, так и при горизонтальном
полете, советская машина оснащалась тремя двигателями, один из которых
был основным (обеспечивающим собственно полет), а два вспомогательных
были задействованы в случае вертикального взлета или такой же посадки.
Больше двигателей – больше вес самолета, следовательно, машине требуется
больше топлива и она может нести меньше вооружения.
Як-38 мог брать всего пару бомб или десяток неуправляемых ракет, а летал
при этом всего на 250 километров.
Но малая эффективность оказалась не самым страшным его недостатком. Хуже
была крайняя капризность машины на взлете и посадке. Чтобы избежать
неестественной убыли личного состава, на Як-38 поставили систему
принудительного катапультирования в случае возникновения технических
проблем или техники. Но и эта система работала… нестандартно. Например, в
ходе одного из испытаний в режиме вертикального взлета на высоте 70
метров автоматика катапультировала летчика, после чего самолет
самостоятельно продолжил полет, а после выработки топлива благополучно
приземлился на колхозное поле. Як-38 довольно быстро стал лидером
советской авиации по числу катастроф, хотя жертв, благодаря
катапультированию, было не так уж много. А вскоре появился на свет
вертолет Ка-29 – надежная бронированная и тяжеловооруженная машина. По
сравнению со слабо вооруженным Як-38, этот вертолет был настоящей
летающей крепостью, да к тому же имел почти в два раза больший радиус
действия. Практицизм взял верх над амбициями и производство Як-38
прикрыли.
Жизненный урок: Копия почти всегда бывает хуже оригинала.
Lockheed F-117A Nighthawk
Краткая биография: Родился усилиями компании Lockheed в 1981 году. Почти
пять лет летал только по ночам, поскольку степень секретности была
чрезвычайной. В 1982 году самолет приняли на вооружение столь же
секретной тактической авиагруппы 4450, а в 1986 он сам себя рассекретил,
разбившись во время испытательного полета.
Большие надежды: Знаете, почему ракеты стали среди военных намного
популярнее самолетов? Просто после того, как бомбардировщик засекается
средствами ПВО, оставшегося времени как раз хватает экипажу на
катапультирование. Технология Stealth, по которой был сделан F-117A,
крайне затрудняла обнаружение радиолокаторами. Оставаясь невидимым для
радаров, самолет должен был проникать в расположение противника,
уничтожать РЛС, командные пункты и зенитные установки. После чего
обычные бомбардировщики над территорией противника чувствовали себя как
дома.
Но формы корпуса, затрудняющие отражение излучения радаров, а также
покрытие несколькими слоями хитроумных красок, также поглощающих
излучение, не способствовали аэродинамике…
Суровая реальность: Уже на летных испытаниях F-117A проявил себя
своеобразно: он оказался очень непрочным и капризным как в эксплуатации,
так и в обслуживании. Например, техники, дабы не повредить
вышеупомянутые слои красок, по поверхности самолета ходили в носках.
Но после случайного рассекречивания самолет быстро стал звездой боевиков
и журнальных обложек: нестандартный внешний вид машины Пентагон решил
использовать шанс для запугивания потенциального противника. Чуть ли не в
каждом американском фильме «про войну» появлялся силуэт Nighthawk. В
итоге F-117A нажил себе славу совершенно несбиваемого самолета, которая
держалась вплоть до операции в Югославии, когда под Белградом сербы
сбили Nighthawk и продемонстрировали обломки всему миру.
Американцы сначала поспешили заявить, что Stealth упал сам из-за отказа
двигателя… потом признали, что самолет был сбит, но победу приписали
новейшему зенитно-ракетному комплексу С-300, который Россия якобы
поставила Югославии в обход санкций. Реальность оказалось печальнее:
«завалил» F-117 древний зенитно-ракетный комплекс С-125, изготовленный
еще в пятидесятые годы. Скандал был грандиозный: программа Stealth, в
которую были вложены миллиарды долларов, оказались неспособной
замаскировать самолеты от радаров, выпущенных еще во времена СССР.
Поэтому 22 апреля 2006 года последние экземпляры Nighthawk совершили
последний полет и отправились в музей.
|
|