В один пост "портрет” Николаева не поместился, поскольку он для меня
распался на две ощутимо различных части – "непарадная”, которая
простирается от автовокзала к востоку и югу, и "более цивильная”,
которая включает в себя северо-западную часть города, примыкающую к
Ингулу и Южному Бугу. Обе этих части чётко делит надвое с севера на юг
широкая улица Садовая, как поясок на талии. Так что сейчас начнём с
"непарадной” части и ж/д вокзала, а закончу – попозже – центральной,
более цивильной.
1. Огромные часы на
фасаде ж/д вокзала. Эстетика 70-х - 80-х гг.
2. Сперва,
традиционно, обзорная карта. Посмотрите конфигурацию города: красный
"поясок" между Бугским лиманом (юг) и Ингулом (север) - это и есть
ул.Садовая, по которой я провёл условную границу. К востоку - более
непарадный Николаев, которому будет посвящен этот пост. Северо-западная
часть - центр, который покажу в завершающей части.
3. Это платформы
автовокзала, от которых и начинается наш поход. Сразу бросается в глаза
вот что: обилие советского автопрома 20-30-летней давности, на ходу,
причём зачастую причудливо тюнингованного. Мы примерно первые два часа
снимали этот парад-алле, потом попривыкли и уже многих зверей пропускали
без кадра.
4. Нецентральная
часть города запомнилась отчётливым впечатлением "музея девяностых
годов". Было стойкое ощущение, что я получил доступ к машине времени и
попал год этак в 97-й. По всем приметам - костяк автопарка, оформление
киосков, манера торговли, заброшенность публичных зданий, хаотическое
засирание жилфонда самопальными "магазинами" и т.д. Российские
миллионники от такой городской среды ушли уже лет примерно шесть-восемь
назад, по моей оценке. А тут - как будто всё застыло на этой отметке.
При этом, я никак не хочу задеть город и горожан, которые производили
впечатление приветливости и простоты, но впечатление "музея 90-х под
открытым небом" было очень сильное. В Одессе, справедливости ради, оно
возникало нечасто, только в некоторых районах.
5. Рынков и
мини-рынков на нашем пути попалось не много, а очень много. Как будто
весь город чем-то торгует вкруговую, оттого, что больше нечем реально
заняться. Хотя, кто знает, может это и не так, если сохранилась хоть
какая-то промышленность, после умирания Большого Судостроения, главного
профиля города.
6. Очень много в
городе сохранилось ходячих и вполне ухоженных "Москвичей-2140".
7. Вот ещё
аналогичный зверёк.
8. Стихийная
торговля промтоварами есть на многих перекрёстках. Это сейчас мы идём по
проспекту Мира к ж/д вокзалу.
9. Автобусная
остановка. Не совсем въехал в смысл большой буквы "М".
10. Жилые дома по
красной линии, вдоль улицы, заняты многочисленными мелкими
магазинчиками.
11. Ветеран
запорожского завода занял своё место на газоне у дома, с ромашками - как
украшение.
12. Стиль автобусной
остановки.
13.
Рекламно-объявленческая среда. Что касается языка - город в устной речи
тотально русскоязычен, украинского не услышал ни разу. Ни на улице, ни в
трамваях, ни у заводов. Допускаю, что - как и в Одессе - на рынках
украинский есть. Однако на рекламных объявлениях
(промышленно-полиграфического характера) гос.язык зачастую
употребляется. На частных - подавляюще русский.
14. Стела на
перекрёстке, с металлическим орденом Победы. Дома-девятиэтажки с
"крышками" мне напомнили минские.
15. Отличный дизайн
кафе, правда?
16. Через некоторое
время по проспекту Мира пришли к вокзалу. А надо сказать, ж/д
конфигурация в городе весьма специфична. Во-первых, основной вокзал
находится на окраине, неблизко от центра. Во-вторых, около ЧСЗ есть
станция под названием Николаев-грузовой, которая имеет пассажирское
значение, и находится намного ближе к центру.
17. Вокзал изнутри
просторен, пустынен и несёт печать заброшенности. Хотя мне понравились
оригинальные цветочные вазоны с оформлением ромашками.
18. Зал ожидания.
Видимо, когда-то, в былые годы, пассажирский трафик был намного живее,
но сейчас его почти нет.
19. Изнутри, над
входом в вокзал - большое панно. Обратите внимание, что на нём
изображены аж два корабля - как символ главного занятия города.
20. Со стороны ж/д
вокзал смотрится совсем уж печально-обшарпанно. Давненько я такого
запустения в областных центрах не видел. Хотя, с другой стороны, сам
вокзал и его окрестности - чистенькие, выметенные, убранные. Я - про
основное здание.
21. Конкорс с
надписью "Николаев". Снимать приходилось предельно осторожно, потому что
мы бродили в одиночестве, по этим каменным лабиринтам.
22. С привокзальной
площади в район Садовой мы предпочли уехать на "Богдане", а не
возвращаться пешком, там довольно далеко. Обратил внимание, что на
трамвайных линиях сохранилось очень много первоначальных дореволюционных
опор.
23. Вышли на
перекрёстке просп. Ленина и Садовой. На углу - гостиница "Николаев" с
характерным "советским" стилем названия. Такой был популярен в 1970-е -
80-е.
24. Садовая уходит
на юг. У перекрёстка - памятник с мечом, далее многоэтажка постройки
1980-х. Сперва подумал, памятник-то - может, гетьману какому? Подошли,
посмотрели - оказалось, посвящён 60-летию советской милиции.
25. Напротив - собор
Касперовской иконы Божией Матери.
26. ...и море
рекламы. Тут её зашкаливает. Как в Киеве.
27. Затем широкий
"поясок" Садовой уходит на север, к приметному зданию со шпилем
заводоуправления з-да им.61 Коммунара. Я показывал его вблизи, ранее. На
переднем плане - крест к 2000-летию от Р.Х. Я их в Николаеве увидел аж
два. Ещё один стоит в самом центре.
28. Прямо на этом
перекрёстке - снова хаотическая торговля в стиле 90-х.
29. Напротив, через
улицу - быстрый аляповатый "турецкострой", с претензиями.
30. Чуть дальше к
северу по Садовой - места развлечений.
31. А это место -
немного ближе к центру. Интересное оформление.
32. Ещё одна яркая
примета Николаева - многочисленные трансформаторные будки и столбы с
клепками - видимо, дореволюционные. Такие по всему городу попадаются, и
сразу привлекают внимание.
33. Вот ещё один
пример этого.
Одессит -
диагноз Одессит - это навсегда, это диагноз! И не пытайтесь спорить... Мы из
Одессы.. Мы это таки знаем! Аид всегда Аид. О ком и о чем эти строки объяснять
не приходится. Ведь не даром говорится о терпении еврейского народа, об его
умении сносить удары и невзгоды, которыми судьба может наградить или испытать
любого человека. Так и одессит. Одессит всегда одессит. Это не просто игра
слов. Не стоит так думать. С самого рождения человек попадает в среду, которая
будет формировать его мировоззрение, растить его, наполнять информацией,
стереотипами и поведенческими моделями. С первых же дней жизни он находится в
окружении других людей, у которых уже сформированы поведенческие блоки. Так
вот. У одесситов они формируются своеобразно. Причем до такой степени, что
слово «одессит» стало нарицательным во всем мире. Предполагается, что одесситы
не унывают, не сдаются, не грустят и всегда полны оптимизма, готовы справиться
с любой задачей и мало что может их сбить с пути к намеченной цели. Попробуем
исследовать этот феномен. Для начала - одесситы гордятся тем, что несколько
отличаются от других людей. Нет, рук и ног с глазами и ушами у них столько же,
сколько и у других представителей рода человеческого. Просто отличаются они
взглядами на жизнь и на ее окружающие проявления. Да и гордиться им есть чем.
Справедливости ради стоит отметить, что и жителям других крупных городов с
длинной и славной историей есть чем гордиться не только в плане той самой
истории, но и в плане ментальности. Но разговор не о них. Наверняка стоит
гордиться своей историей. В данном случае своей – историей города у моря,
который за две с небольшим сотни лет своего существования не только дал миру
множество гениальных и просто великих людей, но и сделал своих жителей явно
отличными – в, наверняка, лучшую сторону – от других. Стоит также учесть, что
города непохожи друг на друга, как лица людей. Пословица, с которой трудно
спорить, гласит, что «каков город, таков и норов». Каждый может выбирать на
свой вкус, а о вкусах не спорят. Кому-то мил Лондон, а кому-то – Хайфа, а
кто-то – еще какой-нибудь Усть-Зарогуйск. Но одесситы убеждены, что лучший в
мире город – именно Одесса. Это убеждение не мешает, впрочем, патриотам города
усиленно этот город покидать, но это тема для следующего разговора. Ведь издалека
они продолжают любить свою жемчужину у моря, быть может, сильней, нежели до
расставанья с ней, и наделяют Одессу всякими удивительными качествами, которых
не замечали, спеша на работу, в магазин или на Привоз. Более того, они убеждают
в этих качествах других и с их легкой руки Одесса уже много лет считается
столицей юмора и местом обитания тех, кто своим азартом и жизнелюбием поражает
и заражает все вокруг. И это не смотря на то, что Одесса за время своего
существования успела побывать единственным свободным городом в крепостной
стране, первым капиталистическим городом в стране феодальной, богатейшим портом
Средиземного и Черного морей, городом образцового коммунального хозяйства
параллельно с титулом столицы Юга России - третьей столицы Российской империи
после Петербурга и Москвы. А когда в город пришла советская власть, ему
пришлось, отдав свои титулы, стать просто столицей юмора, поскольку местным
жителям с их взглядами на жизнь без смеха смотреть на происходящее вокруг было
тяжело. Давайте попробуем ответить на несколько вопросов. Кто такой настоящий
одессит? С чем связан в народном представлении образ настоящего одессита? Что
послужило фундаментом для создания нынешнего имиджа Одессы и одесситов? И
наконец, почему же именно Одесса среди всех городов Причерноморья, теплого и
солнечного края, получила титул столицы мирового юмора? Любой одессит может
ответить на все эти вопросы быстрее, чем вы успеете достать сигарету, открыть
бутылку пива и приготовиться слушать. Причем каждый ответит по-своему, с собственными
вариациями на тему «повторяю по буквам, запоминайте сразу». Так вот, попробуем
по буквам. Для начала, Одесса хотя и крупный город с бешенным ритмом жизни.
Который пугает приезжих не только из окрестных степей, но и из вполне развитых
городов, сумела наряду с этим сохранить степную неспешность, приобретенную,
наверное, будучи распаленной жарким южным солнцем. Сами пробовали бегать на
пляже? Вот именно: жарко, душно, руки-ноги еле двигаются и вообще вам лень. А
теперь представьте, что в 100 метрах от вашей подстилки прямо на горячем песке
длинноногая незамужняя и симпатичная девушка проводит рекламную акцию с
бесплатной раздачей холодного пива. Ага, мужчины, представившие себе эту
картинку, начали озираться поверх мониторов с немым вопросом о том, куда
бежать. Вопрос «зачем» в их глазах будет явной констатацией факта… скажем так,
печальных диагнозов. Как минимум, двух сразу. Так и те, кто живет в Одессе и
дышит ее воздухом, моментально переходят от утомленно-расслабленного состояния
к стремительному забегу по адресу «куда надо вас не трогает». Кстати. Одесса –
это город и в нем есть жители. Те самые, о которых я упомянул только что. Да,
да. Кто не в курсе – в Одессе есть горожане. Но между одесскими горожанами и
теми же киевлянами есть разница. В Одессе горожане – в подавляющем большинстве
одесситы. Говоря медицинским слогом – это есть клиническое состояние. К счастью
– души человеческой. И сразу напрашивается вопрос о том, кто тогда шутит на
бегу в Питере, Москве или в Сиднее. Да, они самые. Наши резиденты – одесситы.
Которые уехали, но в душе остались такими же и делают такими тех. Кто вокруг
них. Кстати, о дальних весях. Языковой проблемы не существует. Это доказано в
Одессе. Ведь тут разговаривают на всех языках сразу и без переводчика. Скажем так,
место жительства и дух города, с младенчества впитанный одесситами, обязывает.
Кстати, как писал один «из наших», создается впечатление, что прототипом
библейской притчи был не Вавилон - просто еще не найдены археологические
подтверждения. Одессит живет своей, понятной только этому городу жизнью. Вроде
бы все как у все, но одновременно с этим со своими заморочками. Хотя
действительно, это жизнь. Жизнь не смотря ни на что, причем за каждый прожитый
день одесситы благодарны судьбе, а если и говорят «Слава Богу!», то уточняют
которому или же сами у себя интересуются о том, с какой целью им надо таких
глупостей. Кстати о жизни. Где вы видели столько красивых женщин, гуляющих по
улицам без охраны и чадры? А таких мужчин? Именно мужчин, с большой буквы. И
женщин – тоже с большой. Приятно посмотреть и в душе даже слегка позавидовать
тем же киевлянам, тулякам, нью-йоркцам или парижанам, которые этого еще не
видели. Но все же имеют возможность увидеть. Увидеть в первый раз. Вот за это
самое впечатление от первого раза и завидно. И сам город не отстает от своих
горожан. Даже старые и подуставшие от жизни дома в центре города полны красоты,
строгости и игривости одновременно! Еще бы, ведь их строили в Одессе. Одесский
характер - это адская смесь жизнелюбия, торгового духа. Оптимизма, хитрости,
простодушия и безграничного таланта. Вот этот набор, вероятно, и породил то
самое чувство непонимания и немого восторга, которое охватывает не-одесситов,
приезжающих в Южную Пальмиру или общающихся с не потерявшим «формы» одесситом в
любой части света. Кстати, нельзя не сказать, что одесситы шутят. Точнее, не
сказать, а заранее предупредить. Чтобы потом тугие на юмор гости не чувствовали
себя длинношеими африканскими животными. Однако одессит – это не только
неиссякаемый источник оптимизма и шуток по любому поводу. Да, эта черта
позволяет выходцам из жемчужины у моря не теряться в любых жизненных условиях.
Но ведь по количеству взращенных философов Одесса превзошла древнюю Грецию.
Чего стоит только тезис о том, что летний зной не страшен тем, кто переносит
его, находясь ногами в море и губами в пиве, или о том, что кто где то там
умный, тот в Одессе… ну. Вы сами догадались. Надеюсь... И еще раз повторюсь.
Одесситы любят жизнь. Во всех ее проявлениях. И в длинноногом в коротком сарафане,
и в хрустящем, попавшем прямо с рыболовного крУчка на сковородку. И пока
одессит живет с такими взглядами, он не стареет. И поэтому город, который
разменял уже 200 лет, не стареет. И. думая об Одессе и одесситах, хочется,
очень хочется напевать строчки из двух песен. Обе песни давно стали хитами,
разлетелись по миру и их не раз слышали те, кто с гордостью и честью носит
титул, именно титул «одессит». Первую из них пел Владимир Высоцкий. Угадали?
Да. Действительно, «Опасные гастроли». Так вот, таки хочется повторять за
куплетистом Бенгальским: /«Дамы, господа, я восхищен и смят. Мадам, месье, я
счастлив, что таиться! Леди, джентльмены, я готов стократ Умереть и снова здесь
родиться»./ А вторую песню, по аналогии, одесситы тоже должны знать с
колыбельной. Ведь бессмертный Буба Касторский в исполнении Бориса Сичкина спел
ее от имени всех одесситов: /Я одессит, я из Одессы, здрассьте! Хочу открывать
маленький секрет - А ну спросите ты имеешь счастье? И я отвечу чтобы
"да" так "нет"! Но я не плачу никогда не плачу! Есть у меня
другие интэрэсы. И я шучу - я не могу иначе. Да потому что я - родом из Одессы!
/ Краткие новости «ОДЕССА В ПАНОРАМАХ» пригла- шает на путешествие по морскому
вокзалу и порту, начатое в прошлом выпуске. Сегодня мы побываем на причале, от которого
отправляются прогулочные катера вдоль морско- го побережья, посидим на скаме-
ечке у стоянки яхт и покормим там голубей. А еще будет зарисовка сделанная
возле коллекции раз- нообразных морских и речных якорей - своеобразный музей
под открытым небом. Завершит наш выпуск портовая аллея, проходя- щая мимо
скульптуры «Жене мо- ряка» вдоль гостиницы «Одесса». Остается пожелать зрителю
прият- ных впечатлений от просмотра - панорамная Одесса продолжает- ся!
Представляем настоящих одесси- тов и их премьеру. Группа «Фон- тан» известна
многим и любима в Южной Пальмире, а сегодня мы знакомим с творчеством этого
кол- лектива наших гостей, а также всю возможных посетителей всемирной паутины.
«Небо венчает» - такая история любви представлена в се- годняшней новинке,
причём в жи- вом концертном исполнении. Одесса - город торговли и туризма, а
еще она полноправно считается морской столицей Украины. Сего- дня раздел
«ОДЕССА В ПАНОРА- МАХ» приглашает совершить увле- кательную прогулку к морскому
вокзалу, вход в который начинается с улицы Приморской. Пройдя нем- ного по
лестнице вверх Мы попа- даем на аллею, с которой откры- вается замечательный
обзорный вид одесского торгового порта, с его транспортными магистралями, же-
лезнодорожными путями и всей своей инфраструктурой. Уже с этой точки виднеются
мачты четырех- палубного, 125-ти метрового кра- савца - теплохода «Михаил
Ломоно- сов», к которому обязательно стоит подойти поближе. Полюбовавшись
теплоходом Мы спустимся вниз, поближе к воде, к самому краю причала, от которого
отправляются прогулочные катера и яхты. На этой панораме наша прогулка закан-
чивается, но обязательно будет продолжение в следующих выпус- ках виртуальных
зарисовок Южной Пальмиры.